| | Нибелунги | |
| | Автор | Сообщение |
---|
ПАЗИЛОРТ Верховный Маг (13*)
Сообщения : 3404 Дата регистрации : 2012-02-18 Возраст : 40 Откуда : Киев
| Тема: Нибелунги 11.07.13 16:07 | |
| Нибелунги (нужлинги) - (нем. Nibelunge, др.-исл. Niflungar, Hniflungar) в древнегерманских мифах племя полубожественных существ и людей, обладающих подземными сокровищами. В немецкой «Песне о Нибелунгах.» Нибелунгами названы: во-первых, первоначальные обладатели клада, которым затем завладел Зигфрид (сканд. Сигурд) - нибелунг, король «страны нибелунгов», его сыновья Шильбунк и Нибелунг, их дружинники, сказочные существа (великаны или люди огромного роста и необычайной силы); во-вторых, бургундские короли Гибихунги (сканд. Гьюкунги, сыновья Гьюки) - Гунтер (сканд. Гуннар) и его братья - после перехода в их руки клада. Таким образом, это имя связано с обладанием золотым кладом. Но так как Зигфрид завоёвывает не один, а два клада (кроме клада нибелунгов, хранимого альвом Альберихом,- также клад дракона Фафнира), сокровища нибелунгов оказываются генетически связанными с преданием о золотом кладе карлика Андвари, известным из скандинавских источников («Речи Регина» и «Речи Фафнира» в «Старшей Эдде», «Младшая Эдда») и носящим чисто мифологический характер. Этот клад включал и золотое кольцо, которое обладало волшебным свойством умножать богатство, но Андвари наложил на него проклятие: оно будет стоить жизни всякому, кто им завладеет. Клад поочерёдно попадает к Локи, Хрейдмару, сыновьям Хрейдмара Фафниру и Регину и, наконец, Сигурду (Зигфриду), и всем оно несёт смерть. Сокровища бургундов были идентифицированы легендой с кладом Зигфрида, и убийство его бургундами - Гибихунгами порождало мысль, что нибелунги, убийцы Зигфрида,- чёрные альвы (на кладе лежало проклятие, и в конце концов альвы должны были отомстить). Особое положение среди них занимает Хёгни (Хаген). В скандинавской версии сказания о нибелунгах Хёгни не виновен в смерти Сигурда, но в некоторых других версиях (особенно отчётливо в «Саге о Тидреке») Хаген - не родной брат бургундских королей, а сводный, рождённый их матерью от альва, и именно Хаген предательски убивает Зигфрида. Сына Хёгни, мстящего Атли за смерть отца, согласно «Речам Атли» («Старшая Эдда») и «Саге о Вёльсунгах», также зовут Нифлунгом (Хнифлунгом). Гипотеза о том, что нибелунги - чёрные альвы или демоны мрака, с точки зрения некоторых исследователей, находит дополнительное подтверждение: в «Младшей Эдде» и других источниках говорится, что Гуннар, Хёгни, как и сыновья их сестры Гудрун Сёрли, Хамдир и Эрп, все были черноволосы. Этимология имени нибелунгов, несмотря на многочисленные попытки её расшифровки, остаётся спорной. Выводили имя из nebulones («туманные», от нем. Nebel, «туман») - обозначения франков; предполагалось, что Н.- бургундское родовое имя, заимствованное у них франками. Имя нибелунгов связывали с др.-исл. nifl (ср. Нифльхейм - мир мрака, загробный мир), т. е. истолковывали как «подземные хранители клада». Тема клада, приносящего несчастье его обладателю, занимает видное место в германо-скандинавском эпосе: наряду с циклом о нибелунгах (героические песни «Старшей Эдды», прозаическая «Сага о Вёльсунгах», нем. «Песнь о нибелунгах» и др.), она встречается и в «Беовульфе»» где герой погибает, отобрав сокровища у сторожившего их дракона (см. Беовульф). Однако в легенде о нибелунгах сокровища трактуются как воплощение власти: могущество принадлежит тому, кто владеет золотом. Представление о том, что богатства властителя представляют собой его магически материализованное «счастье», «удачу», принадлежало к центральным идеям германцев и скандинавов. Наиболее известный памятник, связанный с легендами о нибелунгах,- немецкая «Песнь о нибелунгах» (ок. 1200), в которой объединены история отношений Зигфрида с бургундскими королями, включая его убийство, и история гибели бургундов - нибелунгов, вызванной местью Кримхильды (сканд. Гудрун), вдовы Зигфрида, заманившей их в гуннскую державу Этцеля (Атли). В исландской «Песни об Атли» (9 в.?) и в «Речах Атли» (12 в.?) Нибелунги погибают, попав в ловушку, в которую их завлёк Атли, муж Гудрун: у Хёгни вырезано сердце, Гуннар, брошенный в ров со змеями, умирает от укуса змеи. Гудрун мстит Атли за братьев (в «Песни о Нибелунгах» Кримхильда, напротив, мстит братьям за Зигфрида). Тема нибелунгов неоднократно интерпретировалась в мировой литературе нового времени (начиная с драматической трилогии Ф. Фуке де ла Мотта «Герой севера», использовавшего главным образом скандинавские версии сказания). Наиболее известны: драматическая трилогия К. Ф. Хеббеля «Нибелунги» (трагедии «Роговой Зигфрид», «Смерть Зигфрида», «Месть Кримхильды» - на материале немецкой версии), оперная тетралогия Р. Вагнера «Кольцо нибелунга» («Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов» - в основу положен скандинавский эпос), трагедия Г. Ибсена «Воины Хельгеланда» (в основе - сюжеты «Саги о Вёльсунгах» и других скандинавских саг), трагедии П. Эрнста («Брюнхильда», «Кримхильда»), поэмы В. Иордана («Сага о Зигфриде», «Возвращение Хильдебранда») и др. Немецкий кинофильм «Нибелунги» (режиссёр Ф. Ланг). | |
| | | goblinka
Сообщения : 127 Дата регистрации : 2013-02-25
| Тема: Re: Нибелунги 11.07.13 16:28 | |
| Песнь о Нибелунгах
Варяги, Русь alex_oleyni 5 сентября, 2012
Еще одним ценным свидетельством о русах является Песть о Нибелунгах. Автор Песни о нибелунгах неизвестен, но из анализа самого текста можно сказать, что он происходил или проживал в южной Германии. Песнь о Нибелунгах была написана в самом конце XII – начале XIII века. Упоминание русов содержится в Авентюре XXII, О ТОМ, КАК КРИМХИЛЬДА ОБВЕНЧАЛАСЬ С ЭТЦЕЛЕМ. Сюжетная канва непосредственно предшествующая этому отрывку такая. После убийства Зигфрида Кримхильда была в безутешном горе. Ее братья решили выдать ее замуж за Этцеля(Аттилу), короля гуннов. Кримхильда долго не соглашалась, но наконец, дала согласие и отправилась в путь, который шел вдоль Дуная. Навстречу ей ехал Этцель, окруженный большой и пышной свитой. Именно в описании этой свиты и встречается упоминание русов.
1339
То на дыбы вздымая своих коней лихих,
То снова с громким криком пришпоривая их,
Скакали русы, греки, валахи и поляки.
Бесстрашием и ловкостью блеснуть старался всякий.
Встреча Этцеля и Кримхильды происходит в Тульне т.е. события разворачиваются на территории Паннонии, дунайской прародины славян. Это очень ценное свидетельство, которое донес автор «Песни о нибелунгах». Исторической основой «Песни о нибелунгах» являются события связанные с судьбой бургундского королевства, разрушенного в 437 г. гуннами. В ней проступают исторические персонажи эпохи великого переселения народов, такие как Аттила и остроготский князь Теодорих, выступающий под именем Дитреха. Последним бургундским королем считается Гундахарий, а среди других бургундских королей известен также Гислахарий. К этим историческим персонажам несомненно восходят имена братьев-королей Гунтера и Гизельхера в «Песни о нибелунгах». Уничтожение бургундских воинов при дворе гуннского короля является отражением истории о битве, закончившейся разрушением бургундского королевства.
Данное свидетельство показывает, что в германском эпосе отразилось представление о том, что русы в V веке входили в состав державы Аттилы. О том, что славяне входили в состав державы Аттилы и часто выступали союзниками в его походах, есть свидетельства других исторических источников. Но здесь интересно то, что они названы русами. Кроме того, с ними упоминаются и валахи, с которыми славяне сталкивались в Паннонии, согласно летописи Нестора. Параллели к «Песни о нибелунгах» содержатся и в Старшей Эдде, во второй песне о Гудрун, записанной в Исландии во второй половине XIII в. Сюжет здесь несколько переработан, но послами Атли (Аттилы) выступают по-прежнему славянские князья. Причем автор им даже присваивает славянские имена Ярицлейв и Ярицкар.
19 Вальдар датский,
и Ярицлейв с ним,
Эймод третий,
а с ними и Ярицкар
в палату вошли,
подобны князьям,
Лангбарда воины,
в красных плащах,
кольчуги их в золоте,
острые шлемы,
мечи у бедра,
волосы темные.
20 Каждый пытался
подарок вручить мне,
подарок вручить
и в печали утешить,
как будто могли
горе мое
этим унять,
но им я не верила.
Что интересно, что Атли в данном отрывке назван Лангобардом. Это с одной стороны, можно понять как то, что ставка Аттилы была в Паннонии, где проживали лангобарды и славяне, а с другой стороны, намек на то, что он носил длинную бороду. Этот отрывок также показывает, что и в исландских источниках сохранились представления о том, что в державу Аттилы входили и славянские племена. Славянские князья выступают в качестве подданных Аттилы, как его послы к Гудрун(скандинавский аналог Кримхильды). Одному из послов автор Старшей Эдды даже присваивает хорошо известное в Скандинавии имя князя Ярослава. Если в южногерманском эпосе сохранились следы дунайских руссов, то в исландских источниках авторы им присваивают имена русских князей. Это показывает, что русов сами скандинавы шведами не считали.
Песнь о Нибелунгах сохранила исторические свидетельства о присутствии русов в Паннонии на Дунае еще в эпоху великого переселения народов. О том, что какая-то часть русов продолжала там жить и после расселения славян из Подунавья (как об этом сообщают русские летописцы), также содержатся в южногерманских источниках. Упоминание русов содержится в поэме XIII века Вернера Садовника «Крестьянин Гельмбрехт»:
«Толкнул старик мальчишку в спину,-
Слуге даю, не господину.
Бью не слепца, - поводыря,
Затем, что, честно говоря,
Я так воспитан был сызвеку,
Что мне зазорно бить калеку.
Так убирайся без помех,
Русин(Ruz) или зловредный чех». (ст. 1809)
В этом отрывке отец обзывает своего сына Гельмбрехта русином или зловредным чехом, в чем прослеживается скрытое неудовольствие немцев засильем чешского влияния в Австрии, которое сложилось после 1246 года. При этом, несмотря на распространение такого влияния чехов, отец обзывает Гельмбрехта чехом или русином. Он добавляет еще и русин. Отсюда можно сделать вывод, что какая-то часть славян-русинов содействовала чехам. Но славяне из Киевской Руси после татарского погрома никак не влияли на ситуацию в Австрии и не содействовали чехам. Таким образом, это еще одно свидетельство об остатках русов в Паннонии, но которое относится уже к XIII веку.
Как я уже показал в статье Расселение славян и Русь в западноевропейских источниках http://a-oleynichenko.narod2.ru/rasselenie_slavyan_i_rus_v_zapadnoevropeiskih_istochnikah/, немцы из южной Германии хорошо были знакомы с дунайскими русами. В латинизированной форме название русов передавалось термином Ruzzi. В дарственной грамоте восточнофранкского короля Людовика II Немецкого (840-876) Альтайхскому монастырю среди топографических ориентиров названо местечко или небольшая территория Ruzaramarcha(Русская марка). В одном из Регенсбургских документов фигурирует Rudolf Ruzzer(1183 г). В 1251 г в Южном Тироле был некто Jacobus Rivzarius. Встречается также гидроним Ruzische Muhel в Баварской восточной марке на границе с Чехией(XII в). Есть название горы Ruznic, расположенной к югу от Дуная между реками Ибс и Гросе-Эрлауф. Эта территория была подарена Оттоном II(973-983) регенсбургскому монастырю св. Эммерама в 979г., что и засвидетельствовано соответствующей грамотой. Также имя Ruza (nominativus pluralis) встречается в одной из редакций франконского (северная Бавария) глоссария XII века. В привелегии ругенсбургским купцам, выданной австрийским и штирийским герцогом Леопольдом V (1177-1194) 9июля 1192 г в день получения Штирии, упоминаются купцы из Руси или торгующие с Русью Ruzarii (nom pl) (Ruzarii quocumque tempore vadant, duo talenta solvent et in reditu de Ruzia dimidium talentum…) « Русские(Ruzarii), в какое бы время ни шли, платят 2 таланта и при возвращении из Руси (Ruzia) - полталанта»
Грамота Штирийского герцога Оттокара IV о таможенном порядке в городе Энсе (1191/2). Грамота сохранилась в оригинале. В ней в частности указывается, какую пошлину должны платить торговые возы, прибывающие с Руси.
«Возы, движущиеся на Русь и из Руси(in Ruziam vel de Ruzia), пусть платят по 16 динариев и не могут быть задерживаемы».
Все эти термины восходят к древневерхненемецкому термину, обозначающему в латинизированной форме этноним Ruzzi. Этот термин первоначально обозначал только русов в Подунавьи на их исторической прародине. Но немецкие источники также перенесли этот термин и на население Киевской Руси, когда познакомились с ней поближе. И у Адама Бременского, который сам был выходцем из верхней Германии, термин Ruzzia уже однозначно используется в отношении Киевской Руси.
«Варвары-даны потому называют Русь (Ruzzia) Острогардом, что она расположена на востоке..»(Схолия 120)
«За Одером, как слышно, живут поморяне, а за ними раскинулась обширная страна поляков, границы которой, говорят, смыкаются с королевством Руси (Ruzzia)»(4,13). В свою очередь это подтверждает мысль о родстве восточнославянских русов со славянами в Подунавьи и подтверждает рассказ летописца о расселении славян из Подунавья.
Таким образом, «Песнь о нибелунгах» еще одно свидетельство того, что русы являются одним из славянских племен, а не скандинавских. Причем этот термин восходит к самым ранним этапам славянской истории. | |
| | | goblinka
Сообщения : 127 Дата регистрации : 2013-02-25
| Тема: Re: Нибелунги 11.07.13 16:34 | |
| Кстати, нужно отдать должное жене Питера Джексона, она всю символику в основном слизнула у славян, молодец..Она поняла намек Толкиена на сагу про кольца , на славянское происхождение..Можно в принципе почитать и моего друга В Контакте Чудинова об этом, и Тюняева..Для тех, кто интересуется тамгами, славянскими рунами, Футарком и тд.. http://vk.com/runitsa Валерию Алексеевичу можете даже задать вопросы, он с удовольствием ответит.. | |
| | | coprano Неофит (1*)
Сообщения : 81 Дата регистрации : 2013-03-12 Откуда : Уфа, Республика Башкортостан
| Тема: Re: Нибелунги 12.07.13 8:20 | |
| Очень интересная статья! Благодарю вас, Пазилорт! | |
| | | HERMES HERMESIN Адепт (2*)
Сообщения : 395 Дата регистрации : 2012-06-14 Откуда : ISRAEL
| Тема: Re: Нибелунги 12.07.13 8:48 | |
| Благодарю вас ПАЗИЛОРТ и goblinka, очень интересная и познавательная информация ! | |
| | | Даромила
Сообщения : 28 Дата регистрации : 2013-06-28 Возраст : 34
| Тема: Re: Нибелунги 12.07.13 11:19 | |
| Читала с большим интересом. Благодарю за нужный материал. | |
| | | | Нибелунги | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |