Вуду – религия или магия, борьба или вера?
Немало слухов распространено по миру о таинственном культе и магии колдунов Вуду. В литературе XIX и XX веков особенно ярко описывали ритуалы, содержащие в себе жертвоприношения, а некоторые источники указывают на факты людоедства. Но самым известным ритуалом Вуду по сей день считается изготовление из воска фигурки человека как предполагаемой жертвы и совершение различных манипуляций с ней. Зомбирование людей по средствам воздействия различных порошков и снадобий также является подчерком колдунов Вуду. Для тех, кто желает приворожить своих возлюбленных, всегда обращался к колдунам Вуду только потому, что их любовная магия действует «раз и навсегда». Я предлагаю вам знакомство с этой известной и таинственной религией древних народов.
Корни религии. Родина Вуду – Западная Африка. Много последователей этой религии также проживают в бассейне реки Конго (Западное побережье Центральной Африки). А также северное побережье Гвинейского залива - Бенина, Нигерия, Сенегала, Того. Дословный перевод слова «Вуду» означает «божество», «дух».
Обряды Вуду впервые появились в Америке и на островах Антильского архипелага в 17 веке благодаря захвату в плен африканских рабов. Как скот, их везли на кораблях в жутких условиях антисанитарии и недостатка еды. Многие из захваченных рабов умирали в пути и еще часть по приезду. Вернуться на родину для них было уже невозможно, а срок продолжительности их жизни был чуть больше 8 лет в условиях постоянной работы.
Таким образом, для них оставалось только одно духовное убежище – религия предков, то, что объединило разноплеменных и разноязычных чернокожих рабов. Ведь никто кроме них самих не мог облегчить им страдания. Их тайные молитвы и ритуалы проводились ночью под свет костра и бой африканских барабанов, именно здесь они обретали спокойствие, достоинство и надежду. Общими молитвами переносились на родину, куда уже никогда не смогут вернуться.
Пантеон богов.Олодумаре – бог отец в Вуду. У него нет изображений, и он никак не упоминается в религиозных ритуалах. Он создатель всего живого и его всегда окружают многочисленные божества прозванные «Лоа». Картина пантеона Африканских богов чем-то схожа с Греческим, где в основе стоял Зевс окруженный обитателями олимпа - богами, каждый из которых нес свою функцию. Все эти божества находятся рядом с людьми, и каждый из богов имеет свой характер. Богам сооружали алтари и храмы, им приносили жертвы.
У африканцев было более тысячи «Лоа». Самые известные нам божества: Огу - бог войны; Легба (Эрзюли) – богиня любви; Дамбаллах – повелитель змей, Донго и Рада – добрые духи, Ретро – злой дух, людоед. Лоа Боле Рузе восстанавливает порядок, прибегая к силе и даже к насилию. Легба – бог дагомейских народов фон и йоруба. Он хранитель врат в потусторонний мир. Любая церемония начинается с обращения к нему, ведь только он может открыть врата к демонам и духам. Барон Самди (Барон Суббота) или Геде - правит царством мертвых. Он носит фрак и курит трубку, он получил свое название не случайно, ведь все мессы происходят в субботу. По субботам на кладбище, женщины в черном возносят ему молитву, широко разводя руками в стороны, тем самым изображая черный крест. Его имя обычно упоминают в конце ритуалов, и не редко при этом среди народа случаются приступы паники.
Культ Вуду, переправившись через Атлантический океан поселился на Кубе, где его называют «сантериа», а также многих Антильских островах - Гаити, Гваделупе, Мартинике, Гренаде, Пуэрто-Рико, Тринидаде и Ямайке. В США он получил широкое распространение в штате Луизиана, а особенно – в городе Новый Орлеан. Но центром духовной традиции Вуду становится остров Гаити.
«Остров свободы».После того как в 1503 году чернокожие рабы были привезены из Африки на Гаити их владельцы (испанцы и французы) запрещали им практиковать свою народную религию, и заставляли принимать свою веру - католицизм. Однако рабовладельцы не посвящали рабов во все аспекты своей веры, поскольку боялись, что чернокожие благодаря католицизму осознают, что они такие же полноценные люди, как и их хозяева, а главное то, что рабство порочно. Естественно они хотели держать рабов под контролем. В 1685 году французские колониальные владельцы запретили им любые языческие церемонии и начали крестить рабов насильно. После чего вышел указ о том, что чернокожим разрешается участвовать только в христианских богослужениях.
Африканцам ничего не оставалось делать, и они стали называть африканских богов именами католических святых. Так хранитель врат Легба превратился в святого ключника Петра. А Дамбаллах, повелитель змей, стал святым Патриком – ведь тот легендарный епископ находил подход к змеям, раз избавил от них Ирландию. Даже непорочной деве Марии подыскали африканского двойника – прекрасную Эзюли, богиню любви и плодородия. Так получилось, что рабы и их владельцы верили в одних и тех же богов, но в то же время подразумевали под их именами совершенно разных персонажей.
Французские священники не переставали удивляться тому, с каким пылом и рвениям африканцы стали молиться христианским святым. Чернокожие невольники нередко входили в экстаз во время службы, они пели и плясали перед изображениями (точно также как и во время вудуиских ритуалах).
Приобщив, таким образом, своих прислужников никто из рабовладельцев не догадывался, во что это выльется впоследствии. Исступленно молясь своим Петрам и Патрикам, они взывали из небытия темные силы, которые, в конце концов, вдохновили их на борьбу со своими хозяевами. Собираясь под видом проведения месс Вуду, которые проводились в лесу, местные повстанцы разработали план восстания. Случилось это на острове Гаити, где культ Вуду был развит сильнее всего и сохранился практически в своем первозданном мире.
Цена свободы.14 августа 1791 года, через 2 года после взятия Бастилии в Париже, гаитянские негры собрались в Буа-Каймен, помолились своим богам, зарезали свинью в качестве жертвоприношения, и, впав в транс, отправились расправляться со своими хозяевами. Они беспощадно убивали всех. Так они захватывали целые города, не оставляя в живых никого из белых - ни женщин, ни детей. Это восстание вылилось в целый геноцид французского населения. Оно также захватило и ближайшие острова архипелага. Стоявший у власти Наполеон отправил свои войска на территорию Гаити, но их оказалось недостаточно. Озлобленные немыслимой жестокостью чернокожие рабы выстояли, и мятеж был подавлен только частично. Бонапарту было не до того, и он вынашивал совершенно другие планы и поэтому оставил Гаити в покое.
Так в 1804 году страна получила свою долгожданную свободу, став независимым латиноамериканским государством. Возможно, боги Вуду помогли им в этом? После получения независимости, над островом Гаити будто нависло проклятье за невинно пролитую кровь белых.
Официальной религией Гаити провозгласили культ Вуду, ведь благодаря этим богам остров получил свободу. Естественно в ответ на это американские и европейские страны объявили бойкот «кровавым язычникам». Следовательно, остров оказался в экономической изоляции. В XIX веке первый независимый остров не вылезал из гражданских войн, каждая, из которой сопровождалась кровопролитием. Страна периодически просто утопала в крови собственного населения, потому как местные правители грызлись за власть между собой, периодически низвергая друг друга с трона. И с каждой новой революцией страна не вылезала из бедности и голода.
«Опричники». В 1915 году на остров вновь вторглись американцы и попытались установить там свой режим и снова в 1934 году со стороны правления Гаити начались попытки освобождения от американской зависимости. На этот раз дело закончилось «компромиссом» 1957 года, кода во главу правления островом ставят жестокого диктатора и ярого вудуиста Фердинанда Дювалье. Хитрый и жестокий, он немедленно установил на острове террор, для чего специально создал армию по типу опричнины для наведения внутреннего порядка. Его чернокожие опричники назывались «тон-тон-макутами» что в переводе означало «оборотни», «чудовища». При этом сам правитель не раз участвовал в пытках и казнях невинных людей. 20 лет правления тирана Дювалье прославило его жестокость на все времена, а после его смерти на трон взошел его 17 летний сын. Инфантильный и изнеженный Жан-Клод помимо того, что обладал несвойственным для юноши весом (около 100кг.), имел еще две сильные страсти – гоночные автомобили и женщины. Именно на это и уходили все деньги отца и государства. У власти он продержался недолго, поскольку очередное восстание, организованное в 1986 году заставляет его бежать из страны.
По сей день, эта страна опутана паутиной коррупции, а уровень жизни простого народа невероятно низкий. Неугасающие конфликты внутри страны, да и недавние природные катаклизмы, уничтожившие в 2009 году оплот Вуду в Штатах, и столицу Гаити со всем населением в 2010, по сей день заставляют нас задуматься о том, как долго еще Последователи культа Voodooна Гаити будет расплачиваться перед богами за революцию своих предков